31.07.2022
Антипенко Инна Васильевна, главный редактор журнала «Веселые картинки», одного из старшейших детских изданий в нашей стране, в интервью АНО «Право и Милосердие» раскрыла секреты неувядающей популярности и долголетия возглавляемого ею СМИ как среди советских, так и современных детей, рассказала о том, какие трудности в начале 90-х годов пережил журнал и как смог выжить, и о том, что в редакцию «Веселых картинок» продолжают писать письма не только дети, но и их родители, а также бабушки и дедушки, и что лично для нее значит данное издание.
— Инна Васильевна, журнал «Веселые картинки» можно поистине назвать легендарным отечественным детским изданием. Он появился в далёком 1956 году и успешно существует до настоящего времени. То есть времена меняются, мы живём уже при другом общественном строе, а журнал не теряет своей популярности и печатается. Чем вы можете объяснить секрет его долголетия?
— Секрет долголетия журнала – в наших читателях. Благодаря огромному тиражу в советское время и популярности наших авторов в стране не было ни одного человека, который бы не знал о «Весёлых картинках». Это обеспечивало стабильную популярность издания. И сейчас эта тенденция сохраняется. Был период в девяностые годы, когда многие говорили о том, что только Микки Маус и диснеевские журналы интересны российской аудитории. Даже «Весёлые картинки» называли «совком». Но в начале нулевых ситуация начала меняться. Наша аудитория стала семейной, а в стране стали уделять внимание проблемам активного чтения. Мы в этот период активно занимались различными формами работы с читателями: праздники чтения, встречи с подписчиками, всевозможные конкурсы, художественные выставки во всех регионах России. Например, большим подарком для поклонников журнала стала выставка в Третьяковской галерее «Весёлые картинки» — первый российский комикс».
— Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала карикатуристу журнала «Крокодил» Ивану Семёнову, вернее его сыну, который придумал такое забавное название для детского издания. Поэтому вашими подписчиками и «читателями» могут быть и дети, которые еще даже не умеют читать – а могут просто рассматривать в нем занимательные картинки Клуба весёлых человечков (говоря современным языком — комиксы с веселыми человечками). А еще — это прекрасный формат для семейного чтения и взаимодействия детей и взрослых — разгадав какую-то загадку или распутав ребус из журнала, дети обращаются к старшим членам семьи за советом или помощью. Кто придумал такую концепцию?
— Концепция журнала были придумана народным художником СССР Иваном Семёновым. Идея была в том, что за чтением журнала собиралась вся семья. Наши читатели – это дети того возраста, когда они не только не читают сами без помощи взрослых, но и не покупают самостоятельно журнал. «Весёлые картинки» – это всегда выбор семьи. Чтение нашего журнала — это не только образование, воспитание ребёнка на лучших образцах отечественной литературы и искусства, но и досуг всей семьи. В наше время это очень важно, потому что разные возрастные группы семейной аудитории объединяются вокруг детей. В этом значение и неоспоримое достоинство «Весёлых картинок».
— На «Весёлых картинках выросло несколько поколений граждан нашей страны, а забавных человечков — героев вашего журнала Карандаша Петрушку, Самоделкина, Чиполлино, Незнайку, Гурвинека, Дюймовочку, Буратино — знает не только старшее поколение, но и современные дети. За много лет эти персонажи стали настолько популярны, что перешли с журнальных страниц на экраны в мультипликацию. Скажите, а по какому принципу вы подбирали этих персонажей для вашего журнала? Ведь некоторые из них уже были знакомы детям по другим литературным произведениям.
— Эти персонажи были собраны ещё Семёновым и нарисованы художниками редакции в пятидесятые-шестидесятые годы. Это герои популярных произведений, которых объединили в Клуб весёлых человечков. Например, Гурвинек – популярный герой кукольных спектаклей и мультфильмов Чехии.
— А как вам удалось переместить классических забавных персонажей Клуба забавных человечков из прошлого века в наши дни — какими современными профессиями они у вас овладели и чем теперь занимаются?
— Сейчас эти персонажи пребывают в своём классическом амплуа. Мы думаем над продолжением современной истории, но тут всё, в первую очередь, будет зависеть от интересов нашей аудитории. Возможно, в ближайшее время мы организуем конкурс на эту тему.
— Во времена СССР в прессе существовала жёсткая цензура. А ваш детский журнал был единственным в стране, не подвергавшийся литованию (цензуре) и выходил в печать просто после подписи главного редактора. Почему так получилось?
— Да, он не литовался. С одной стороны, зачем вообще контролировать детский журнал, а с другой, играл роль авторитет Семёнова, как известнейшего автора «Крокодила». Эта тенденция сохранилась и при главном редакторе Рубене Варшамове, знаменитом художнике и иллюстраторе.
— В советские годы, а именно в 1980-х годах прошлого века тиражи «Весёлых картинок» штурмовали отметку в 10 млн экземпляров тиража. Это говорит о супер-популярности вашего детского периодического издания. Почему в те годы «Весёлые картинки» били все рекорды популярности и чем ваш журнал выделялся в те годы среди других детских СМИ, которых было немало?
— Такие большие тиражи были связаны с реалиями страны. Тогда строились большие полиграфические комбинаты и можно было допечатывать тиражи в регионах. Конечно, здесь была замешана и политика. Подписку распространяли через профкомы предприятий и учреждений. «Весёлые картинки» тогда стоили 15 копеек, а «Мурзилка» и «Пионерская правда» — 10 копеек. Наш журнал всегда выделялся прекрасными работами лучших советских писателей и художников, среди которых были Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Владимир Сутеев, Константин Ротов, Виктор Пивоваров, Эдуард Назаров, Франческа Ярбусова, Михаил Битный, Виктор Чижиков, Эдуард Успенский, Борис Фридкин, Валентин Берестов… Но эта тема для отдельной беседы.
— Раньше, еще во времена СССР, ваш журнал выходил в горизонтальном формате, типа детского альбома для рисования. Позже формат поменяли на вертикальный. С чем это было связано?
— Это было связано с жёсткими требованиями ГОСТа того времени. Именно этот формат больше всего подходил для детского чтения.
— В свое время среди авторов, которые сотрудничали с вашим изданием были лучшие и самые видные советские писатели, поэты и художники — Корней Чуковский, Агния Барто, Эдуард Успенский, Сергей Михалков, Владимир Сутеев. А с какими известными современными авторами и художниками вы сотрудничаете сегодня?
— В нашей редакции много лет работали литературными редакторами Тим Собакин и Марина Дружинина, мы продолжаем печатать Андрея Усачёва и др.
— Кстати, в молодые годы в «Весёлых картинках» трудился ставший впоследствии известным кинорежиссером Александр Митта. Он работал художником-карикатуристом в журнале с момента его основания в качестве одного из художественных редакторов. Какие интересные материалы он создал?
— Митта рисовал карикатуры в основном для «Крокодила», но с «Весёлыми картинками» он тоже плодотворно сотрудничал. Ему это нравилось.
— В 2012 году вам как главному редактору была присуждена премия Правительства Российской Федерации 2012 года в области СМИ — «за создание современного издательского комплекса». Как вам удалось его создать: вывести журнал, начавший свою историю с середины 50-х годов прошлого века, и поставить его на современные рельсы?
— Главное, что «Весёлые картинки» никогда не стоят на месте. В 1997 году мы начали выпускать познавательный журнал «Филя», а в 1999 году вышел первый в России журнал об искусстве и культуре для детей «Эскиз». Также у нас появились и другие новые издания — журнал о путешествиях «Синдбад» и уникальное издание о спорте и здоровом образе жизни «Трамплин». А последние годы мы занимаемся изданием книг — «Весёлое детство «Весёлых картинок», «Весёлые картинки» — путешествие продолжается!» и «Весёлые картинки» — всегда в пути».
— Ваш журнал переживал и трудные времена — в 1992 году после ликвидации ЦК ВЛКСМ и сокращения штата издательства «Молодая гвардия» редакция оказалась на улице. В ноябре 1992 года сотрудники редакции организовали ООО «Весёлые картинки», которое являлось единственным правопреемником бренда и остаётся в неизменном виде по настоящее время. Как вы этого добились?
— В редакции всегда работали очень талантливые и неравнодушные люди. В сочетании с высоким профессионализмом и творческой активностью это позволяло двигаться вперёд несмотря на обстоятельства. Надо ещё отметить невысокие цены на наши издания.
— А еще ваше главное детское СМИ неоднократно удостаивалось всяческих наград и премий: так, в 2006 году редакция журнала «Весёлые картинки» получила Премию Москвы за подготовку номера, посвящённого 50-летию издания. Расскажите поподробнее об этом юбилейном номере. Что в нём было необычного?
— В нём были собраны не только материалы из самого первого номера «Весёлых картинок», но и поздравления от наших читателей, авторов и друзей журнала.
— Понятно, что сейчас мы живем в другом тысячелетии, современные дети интересуются цифровыми технологиями и большую часть времени проводят в своих гаджетах. Но ваш журнал сейчас все равно выходит ежемесячно тиражом 20 000 экземпляров и распространяется во всех регионах России. Какие рубрики в журнале 21 века больше всего нравятся сегодняшним детям?
— Как и прежде, настольные игры и комиксы.
— А что вообще любят сегодня читать современные дети?
— Хорошие стихи и хорошую прозу.
— На ваш взгляд: чего не хватает современным детям эпохи цифровых технологий и чего они лишены?
— Живого общения.
— В советские годы детей воспитывали в духе патриотизма, с юного возраста прививали любовь к Родине, кстати, об этом много писалось и на страницах детских СМИ в те годы — в газете «Пионерская Правда», в журналах «Ровесник», «Юный техник», «Пионер» и других периодических изданиях для детей. А чему, на ваш взгляд, учат современные детские СМИ и что они пропагандируют?
— Хочется верить, что любовь к чтению. Но у каждого журнала, неважно, старый он или новый, свои задачи. И, по-прежнему, всё зависит от художественного вкуса.
— Пишут ли вам в редакцию письма современные дети — читатели «Весёлых картинок»? Если «да», то о чём?
Пишут не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Пишут о том, что читают, что им нравится и т.д.
— Не за горами 70-летний юбилей «Весёлых картинок» — вы уже планируете, как будете его отмечать?
— Надеемся, это будет интересно и захватывающе.
— А что лично для Вас значит журнал «Весёлые картинки»?
— Я пришла в «Весёлые картинки» в 1996 году. Для меня это моя жизнь.
Интервью с Козиной М.Б.